Названы сценарии нового миропорядка
Однополярный мир и экономическая глобализация уходят в прошлое. Сценарии нового миропорядка, страны и институты, которые станут движущими силами формирования новой мировой системы, назвали эксперты специальной сессии Вольного экономического общества России «На пути к многополярному миру и устойчивому развитию», которая была приурочена к 80-летию ООН и состоялась в рамках Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum 2025».
В мероприятии приняли участие ведущие ученые и эксперты из России и зарубежных стран, представители структур ООН в России, МИД России, дипломатического корпуса, в том числе Чрезвычайный и Полномочный Посол Йеменской Республики в РФ Ахмед Салем Аль-Вахейши, Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Палестина в РФ Абдельхафиз Нофаль, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сенегал в РФ Стефан Сильвен Самбу, торговый представитель при Посольстве Туркменистана в РФ Сердар Валиев.
«Однополярная модель мирового устройства себя исчерпала. Ей на смену должна прийти новая система политических и экономических отношений, движущей, объединяющей силой которой и ключевыми элементами станут интеграционные объединения, в том числе Евразийский экономический союз, ШОС, БРИКС, Организация исламского сотрудничества и другие. Они уже стремительно наращивают свой авторитет и вес на международной арене. Только переход к инклюзивному сотрудничеству между странами, где во главу угла будут поставлены принципы равноправия, взаимоуважения, открытости и солидаризма, позволит преодолеть актуальные вызовы устойчивому развитию», — полагает президент ВЭО России, член-корреспондент РАН Сергей Бодрунов.
Говоря об архитектуре постоднополярного мирового порядка, вице-президент ВЭО России, президент ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, академик РАН Александр Дынкин отметил две тенденции: к биполярности и к полицентризму.
«Какая из тенденций — к биполярности или к полицентризму — возобладает, сказать сложно. Полагаю, что возможно их сопряжение: скажем, на глобальном Севере — жесткая биполярность, а на глобальном Юге — полицентризм. На Севере биполярность — военная, экономическая и технологическая — уже очевидна. Для России, как для развитой, самодостаточной и суверенной страны, предпочтительнее многополярный мир. Но такой мир требует новой системы глобального управления, и ее институты уже создаются. Это БРИКС, ШОС, «Группа двадцати», Евразийский экономический союз и другие», — отметил Александр Дынкин.
По словам члена Президиума ВЭО России, директора Института Европы РАН, члена-корреспондента РАН Анатолия Громыко, будущее мирового развития будет определяться переплетением процессов интеграции и фрагментации.
«В настоящее время происходит переход от неолиберальной модели глобализации, основанной на западноцентризме, к полицентричной мировой системе. Какой полицентризм мы получим в результате, сказать сложно. Его модели могут быть разными: от конфронтационных до некой новой модели мирного сосуществования, но уже в рамках не биполярного, а полицентричного мира. При этом очевидно, что статус трансрегиональных игроков будет получать все большее число стран», — полагает Анатолий Громыко.
Эксперт прогнозирует, что в ближайшие годы ведущую роль на международной арене будет играть пятерка постоянных членов Совета Безопасности ООН — Россия, Китай, США, Великобритания и Франция. На евроазиатском макропространстве главными игроками останутся Россия, Китай и Индия, усилится роль Вьетнама, Индонезии и стран Персидского залива. Высокий статус сохранят Япония и Южная Корея.
На фоне кризиса глобализации происходит усиление регионализации мировой экономики, ее драйвер — рост экономической мощи развивающихся стран. Их доля в мировом ВВП будет расти до 2030 года. Основной риск, связанный с растущей регионализацией директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Президиума ВЭО России, член-корреспондент РАН Александр Широв видит в замедлении экономической динамики в мире. По оценкам ИНП РАН, среднегодовые темпы роста глобального ВВП в 2021 – 2030 гг. составят 2,7%, в 2031 – 2020 гг. — 2,3 % и в 2041 — 2050 — 2,2%.
«С точки зрения достижения целей устойчивого развития ООН, эти темпы роста недостаточны. В текущей фазе глобализации, связанной с созданием новых центров экономической силы, требуется выстраивать взаимовыгодные отношения как между развитыми, так и между развивающимися странами для того, чтобы решить задачи, которые стоят перед мировой экономикой», — отметил Александр Широв.
По мнению эксперта, в условиях растущей регионализации будущее мировой экономики зависит от степени научно-технологической интеграции между развитыми и развивающимися экономиками.
«Фрагментируя и дублируя затраты на исследования и разработки, на важные технологии в области обеспечения продовольствием, энергией, роста эффективности производства и производительности труда, мы фактически ограничим потенциал роста мировой экономики», — полагает Александр Широв.
Член исполнительного комитета Международной экономической ассоциации, экс-председатель Турецкой экономической ассоциации Эркан Югур указал на необходимость снижения торговой фрагментации и развития торгового сотрудничества между страновыми блоками.
Директор Института экономики РАН, член Президиума ВЭО России, член-корреспондент РАН Михаил Головнин назвал возможные сценарии фрагментации мировой экономики. Первый — предполагает усиление экономического национализма и протекционистской политики стран, второй — разделит мир на два блока: «Западный», в который войдут США, Европа и союзники, и «Глобальный Юг и Восток», включающий Китай, Россию и другие страны. Третий сценарий — это движение по пути интеграции, в сторону усиления крупных региональных и трансрегиональных экономических объединений.
«В третьем сценарии появляется больше возможностей для взаимодействия между противостоящими страновыми блоками и активного развития так называемых стран-мостов, то есть государств, которые не относятся к противоборствующим группировкам», — отметил Михаил Головнин.
На формирование интеграционного контура на евразийском континенте и развитие многостороннего взаимодействия между странами направлена инициатива президента России Владимира Путина «Большое Евразийское партнерство».
«Вне зависимости от деструктивных действий Запада продолжается процесс уплотнения естественного экономического взаимодействия с традиционными партнерами России по евразийскому континенту. Мы вышли на финальную стадию разработки концепции «Большого Евразийского партнерства», в основе которой — максимальное устранение барьеров, прежде всего в торговле, укрепление связанности и такое цивилизационное понятие, как евразийство», — подчеркнул директор Департамента экономического сотрудничества МИД России Дмитрий Биричевский.
Эксперты пришли к выводу, что глобальные ограничения мирового экономического развития можно преодолеть с помощью укрепления международного сотрудничества, наращивания торговых, экономических и политических связей между развитыми и развивающимися странами и усиления роли международных организаций.
«Глобальные проблемы имеют глубокие корни и накапливались на протяжении десятилетий. Преодоление вызовов современности и ускорение прогресса в достижении целей устойчивого развития Повестки-2030 потребуют фундаментальных изменений в политике, устройстве институтов власти и мышлении людей. Чтобы справиться с этими вызовами, нужен поворот на магистральный путь сотрудничества и взаимодействия на основе восстановления доверия», — заключил директор Информационного центра ООН в Москве Владимир Кузнецов.